Закаливание ребенка раннего возраста - здоровая россия. Закаливание детей раннего возраста рекомендации для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста Закаливание детей раннего возраста в домашних

Закаливание — это комплекс оздоровительных процедур, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды путём тренировки терморегуляционных механизмов.

Что даёт закаливание

Закаливание укрепляет организм таким образом, что при возникновении переохлаждения, перегревания и контактов с инфекциями он «включает» резерв защиты и успешно противостоит развитию заболевания. Начинать закаливание детей первого года жизни можно уже с самого рождения. Здоровый ребёнок уже обладает врождённой способностью к адаптации к условиям среды. Родителям необходимо всего лишь не допустить отключения этих врождённых механизмов.

Обычно так и происходит, когда для новорождённого создаются неестественные «тепличные» условия жизни. В детском возрасте тренировка терморегуляции подготавливает базу для физического и психического развития ребёнка.

Необходимые условия

Закаливание стоит начинать при выполнении следующих условий:

  • ребёнок должен быть абсолютно здоров;
  • у него должно быть положительное эмоциональное отношение к процедурам;
  • начинать закаливание лучше в тёплое время года;
  • нельзя форсировать события — следует начинать тренировки со слабых или нейтральных воздействий;
  • закаливание следует проводить систематически.

Ошибочные мнения о закаливании

Считается, что закалённый ребёнок никогда не болеет простудными заболеваниями. Это не так — тренировка не защитит организм растущий от вирусных инфекций, но сделает течение болезни более лёгким и краткосрочным. Вероятность развития осложнений у закалённого малыша гораздо ниже.

Считается, что закаливание — это разовые процедуры по воспитанию у детей устойчивости к холодной воде или сквознякам. Это ещё одна ошибка — закаливание есть регулярный, каждодневный и постепенный процесс, в котором нет места экстремальности. Обливание холодной водой и открытые форточки — далеко не единственные и не самые научные методы закаливания.

Первые месяцы жизни

Закаливание грудных детей следует начинать с воздушных ванн. Их нужно проводить с первых дней новорождённого. Во время переодевания младенца его нужно несколько минут держать голым — при условии, конечно, что температура воздуха в помещении не ниже 23 градусов.

Организм младенца нуждается в большом количестве кислорода, поэтому в тёплое время года следует ежедневно прогуливаться с ребёнком на свежем воздухе. Продолжительность прогулок — 20-40 минут в первые месяцы жизни, затем можно увеличивать время пребывания на воздухе до нескольких часов. Зимой, при температуре не ниже -10, прогулки начинаются с 5-10 минут, в дальнейшем гулять можно по 1,5-2 часа.

При этом не забывайте о регулярном проветривании помещений. Проветривания с помощью форточек целесообразно проводить в присутствии младенца, сквозные — лучше делать без малыша.

Обращаете внимание на одежду младенца. Летом она должна быть защитой от перегрева, зимой — от переохлаждения. Лучший материал для детской одежды — хлопчатобумажная ткань, которая помогает коже младенца дышать. Не нужно укутывать новорождённого в несколько слоёв одежды для «надёжности». Помните, в большинстве случаев дети простужаются не от того, что переохлаждаются, а от того, что излишне потеют. При температуре воздуха 23 градуса и выше одежда должна быть однослойной.

Хорошо влияет на организм новорождённого сон на свежем воздухе. Это не только закаливает, но и укрепляюще действует на нервную систему. Летом младенцу полезно спать вне дома, необходимо лишь оградить его действия прямых ультрафиолетовых лучей и ветра.

Возраст до года

Продолжая практиковать воздушные ванны, следует увеличивать их продолжительность. В этом возрасте основным закаливающим механизмом выступают водные процедуры. Купание доставляет малышам положительные эмоции, и это обстоятельство идёт на пользу укреплению терморегуляционных навык организма. Продолжительность водных процедур -10-15 мин. в возрасте до полугода, и 20-25 мин. после этого возраста. Температура воды для купания должна быть 36-37 градусов, т.е. примерно соответствовать температуре тела. После купания применяют обливания ребёнка водой температурой на пару градусов ниже.

Купать детей до 1 года в открытых водоёмах не рекомендуется, но можно использовать надувные бассейны, где температуру и глубину воды можно регулировать.

Помните, что кожные покровы ребёнка содержат ещё недостаточное количества меланина, поэтому пребывание детей до 1 года под прямыми солнечными лучами следует строго ограничивать. Чтобы получить достаточное количество ультрафиолета, прекрасно подойдёт рассеянный свет в облачную и пасмурную погоду.

Возраст от года до 3 лет

Если тренировка терморегуляции ребёнка проводилось с самого рождения, то в этом возрасте можно переходить к более контрастным методам воздействия. Применяйте обтирания температурой 25-26 градусов и используйте душ, который помимо температурного обеспечивает ещё и массажное воздействие на кожу. С полутора лет можно разрешать ребёнку купание в открытых водоёмах. Начинать можно с пары минут, после которых лучше сделать перерыв на 15 мин., а затем снова пустить ребёнка в воду. Очень важно, чтобы малыш вошёл в водоём сам — не стоит заставлять его насильно.

В этом возрасте уже можно принимать солнечные ванны, начиная с 5-10 минут и постепенно увеличивая пребывание на солнце до 30-40. Лучше делать это до полудня. Не забывайте предохранять голову ребёнка от перегрева панамкой или кепкой из светлой ткани. Нужно постоянно следить за состоянием кожи загорающего — при её покраснении следует тут же прекратить процедуры и воздержаться от них на 1-2 дня.

Нетрадиционные методы

Любые процедуры, в основе которых лежит контакт тела со снегом, холодной водой или воздухом отрицательной температуры относят к нетрадиционным (контрастным) методам закаливания. Большинство врачей считает такие способы закаливания нецелесообразными в раннем возрасте. С осторожностью также следует проводить такие процедуры как контрастное обтирание и контрастные ванны для ног. Не рекомендуется водить ребёнка до трёх лет в сауну или русскую парную и купать в проруби.

О хождении босиком

Дети сами по себе любят бегать в помещениях босыми, и родителям не нужно препятствовать этому. С первых месяцев жизни хождение ребёнка босиком нужно поощрять. Дело в том, что ступни человека естественным образом приспособлены к терморегуляции. Если малыш чувствует холод, то кровеносные сосуды ног обеспечивают достаточный приток крови к ступням, не допуская переохлаждения. Природой предусмотрено хождение человека босым по холодной поверхности. Если вы проводите летние дни на даче или в чистых парках, позвольте ребёнку побыть свободными от обуви — пусть он бегает босиком по траве, сколько хочет. Однако, сидеть на холодном полу и земле голой попой детям нельзя. Это может привести к простуде почек и половых органов.

Локальное закаливание

Горло, подверженное частым простудам — больной вопрос для тысяч родителей. Параллельно с общим закаливанием организма не лишним будет проводить отдельные тренировки для ротовой полости и верхних дыхательных путей. Для этого здоровым детям можно три раза в день давать по ложке мороженного или кусочку замороженного сока. Перед тем, как проглотить мороженное, его следует подержать во рту. Холод, попадающий таким образом в рот — лучшее средство для профилактики инфекций верхних дыхательных путей. Это активизирует кровообращение и пробуждает к действию защитные механизмы горла.

Закаливание и посещение детских учреждений

Закаливание детей в раннем возрасте должно охватывать все стороны их жизни. Будет неверным, если дома ребёнок находится в одних условиях, а придя в детский сад, попадает в «тепличную» среду с подогретым полом, отсутствием прогулок при малейшей непогоде, осторожным отношением к проветриванию. Следует свести к минимуму все препятствующие закаливанию вашего ребёнка факторы. Не одевайте его в сад слишком тепло, попросите воспитателя не закутывать ребёнка в многослойные «доспехи» перед выходом на прогулку и не укрывать во время сна слишком тёплыми одеялами.

Известный факт: в детском саду ребенок встречается со многими штаммами вирусов. Адаптационный период индивидуален для каждого малыша. Не нужно пугаться, требуется время для выработки крепкого иммунитета.

Общие вопросы

Помните, что закаливание — это коррекция здорового образа жизни, и проводить его в отрыве от других аспектов физического воспитания нельзя. Помимо закаливания нужно учитывать и другие факторы, имеющие непосредственное влияние на здоровье, такие как

  • правильное питание (аппетит является показателем энергозатрат, и если ребёнок не хочет есть, значит у него достаточно энергии на активность и поддержание нормальной температуры тела);
  • постоянное движение (двигательная активность, которую лучше проявлять на свежем воздухе, тренирует механизмы терморегуляции не хуже обтираний и обливаний);
  • чистота и прохлада в детской комнате;
  • правильно подобранная одежда;
  • положительные эмоции.

Закаливание не потребует от родителей соблюдения каких-то строгих многоступенчатых процедур. В этом деле следует руководствоваться законами природы и здравым смыслом. Если об этом помнить, то ваш малыш всегда будет здоровым и весёлым.

Закаливание детей не подразумевает каких-то специальных методов – это правильный образ жизни, за которым нужно следить с самого раннего возраста.
Новорождённый ребёнок обладает огромным запасом энергии и возможностью адаптироваться к любой среде обитания. Поэтому климат не должен влиять на маленький организм, все зависит от того, как правильно вы будете следить за здоровьем своего малыша.

Чаще всего родители стараются оградить своего ребёнка от плохих погодных условий. Создают тёплый уголок и не ходят на прогулку в зимнее время года или ходят очень редко. Тем временем ребёнок , а родители с озабоченностью начинают кутать его еще больше и водить по врачам. Все это ошибочно! Если мы так будем оберегать ребёнка, он заболеет при первом же дуновение слабого ветерка и болеть будет часто. Мы своими же руками порой рушим иммунитет детей, а потом жалуемся на врачей, погоду, плохую генетику. А ведь всего этого можно легко избежать! Поэтому молодым родителям стоит задуматься над здоровьем ребёнка с самого рождения.

Для запуска природных механизмов, которые есть абсолютно у всех новорождённых, - необходимы перепады температуры, водные и воздушные ванны, солнечный загар, хождение босиком в тёплое время года, протирание спинки мокрым полотенцем и другое.

Давайте разберём каждый из этих методов и научимся правильно закаливать своих малышей!

Хождение босиком

Этот метод наиболее эффективен и является абсолютно безвредным. Не думайте, что если ваш ребёнок походит без носочков, то он тут же заболеет. Просто все нужно делать правильно! Если на улице холодно, ходить нужно дома. Достаточно 30–45 минут два раза в день хождения босиком. Уже через месяц будет неплохой результат! Если на улице тепло, нужно ходить по тёплой земле, асфальту, песку. Эта процедура улучшает кровообращение ног, предотвращая в будущем развития тромбозов, почти на 89% снижается риск развития плоскостопия, улучшается осанка, координация движения. - Ваш ребёнок станет более уверенным в себе, у него будет спокойный, лёгкий бег! Самое главное – происходит адаптация всего организма. Если при ходьбе босиком ножки становятся холодными, - не стоит бояться. Ведь это главный центр теплорегуляции! Начинать такой метод закаливания нужно с ровной поверхности, затем постепенно переходя на неровности. Когда ребёнок становится больше, можно перейти на ходьбу по мелким камешкам. Но не стоит переусердствовать!

Воздушные ванны

Как правильно принимать воздушную ванну и нужно ли? На этот вопрос можно ответить однозначно – нужно! Начинать такую процедуру закаливания детей лучше всего с раннего возраста, желательно с первых дней жизни. Закаливание ребёнка требует большого внимания. Каждый день в течение 1,5 часа ребёнок должен находиться на руках голеньким, если ему станет холодно, вы сразу это почувствуете и укроете малыша. За время нахождения без одежды дети получают большой запас энергии и тренируют свой организм. Дети часто могут спать без одежды и им при этом не будет холодно, все потому, что у них процессы обмена идут интенсивнее. Поэтому их нужно развивать, а не подавлять тёплыми одеялами!

Водные процедуры

Водные процедуры очень помогают для закаливания новорождённого. Сначала вода должна быть тёплой, затем чуть похолоднее. Главное правильно - рассчитать день. - Утором ребёнка нужно купать в прохладной воде, чтобы он проснулся и чувствовал себя бодро весь день. - Перед сном вода должна быть тёплой, ребёнка необходимо готовить ко сну. А в течение дня нужно протереть спинку, ручки, ножки, грудь полотенцем, смоченным в холодной воде. - Именно в холодной. - Это значительно укрепит здоровье малыша, и простудные заболевания сведутся к нулю.

Солнечные процедуры

Солнечные процедуры нужно принимать с осторожностью. У детей тонкая кожа, поэтому получить ожог можно в течение 10–15 минут. В первые годы жизни нужно одевать кружевные или полупрозрачные вещи. Солнечные лучи будут проникать не так интенсивно и быстро, но организм получит необходимую энергию. Этим методом мы снизим риск развития рахита, обеспечим необходимый запас витамина Д, а также натренируем кожу к ровному загару, что благоприятно скажется в юношеском возрасте.

Методы закаливания детей достаточно просты. Если все их соблюдать, ваш ребёнок будет благодарен за такое крепкое здоровье.

Важные условия по закаливанию

К закаливанию ещё относится двигательная активность. Маленькие дети всегда двигаются много и быстро, поэтому с этим проблем нет. Но также нужно соблюдать правила приёма пищи: кушать можно практически все, но не переедать; никогда не заставляйте ребёнка есть, если он не хочет. - Дети всегда кушают столько, сколько им нужно для насыщения. Тут срабатывает инстинкт самосохранения!

Правила закаливания ребёнка одинаковы для всех возрастов:

  1. Все нужно начинать постепенно. - Это правило применяется везде. - Если вы начинаете ходить босиком: сначала 10 минут - целую неделю; потом 15 минут - целую неделю и т.д. Организм ко всему привыкает постепенно.
  2. Систематичность. Нельзя бросать начатое, если вы закаливаете своего ребёнка с рождения, то потом нужно ему объяснить, что это важно и нужно делать всегда.
  3. Внимательно наблюдайте за своим малышом. Если метод закаливание пагубно влияет на здоровье, значит, что-то вы сделали не так. - Нужно обратиться к специалисту.
  4. Обязательное наблюдение у врача. Нужно проводить полное обследование, следить за здоровьем, слушать специалистов.

Закаливать часто болеющего ребёнка необходимо по рекомендациям врача. Если организм слабый, то и нагрузки должны быть значительно снижены. Для часто болеющих детей от полутора лет используйте щадящие , по которым не забудьте также проконсультироваться с врачем.

А вот если ваш ребёнок заболел, и находится в стадии разгара заболевание, то проводить процедуры закаливания бессмысленно. В это время организм малыша борется с болезнью, поэтому посторонние нагрузки могут только навредить. Когда ребёнок вылечится, будет необходима консультация врача. Возможно, придётся снизить темпы закаливания или на какое-то время прекратить, но потом обязательно возобновить.

Нельзя прекращать начатое дело. Поэтому закаливание детей в детском саду должно продолжаться с повышением нагрузки. Лучше всего присоединить плавание, бег, гимнастику. А вот закаливание ребёнка в школьном возрасте требует серьёзный подход. В это время дети сами начинают выбирать себе хобби, поэтому им нужно грамотно объяснить, почему так важно делать зарядку, принимать холодный душ, ходить босиком и прочее. Но, можно сказать точно, что в этом возрасте организм вашего ребёнка уже окреп и способен выдерживать серьёзные нагрузки. Главное - не прекращать.

Дети любого возраста требуют особого внимания и наблюдения. Поэтому родитель – это та же профессия, которая является самой важной и перспективной! Берегите своих малышей!

Специалист рассказывает как правильно проводить закаливания ребенка от рождения и старше:

Людмила Белоусова
Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста»

Неблагоприятные факторы такие, как высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и многие другие требуют определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей как дома , так и детских учреждениях. Так как здоровье людей, особенно подрастающего поколения определяется многочисленными внутренними и внешними факторами.

Основные задачи укрепления здоровья :

Соблюдение режима дня. Продолжительность сна должен быть в соответствии с возрастными потребностями детей ;

Создание условий для оптимального двигательного режима. Смена двигательной активности с высоким и низким уровнем.

Осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий ;

Рациональное и полноценное питание;

Соблюдение личной гигиены;

Создание атмосферы психологического комфорта.

Основные принципы проведения закаливающих процедур

Систематичность проведения в течении всего года,

Постепенность увеличения продолжительности закаливающих процедур ,

Учет индивидуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка,

Осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей (в случае если был перерыв, начинать следует постепенно)

Основные факторы закаливания

Солнцем, воздух и вода – наши лучшие друзья

Закаливание детей – одно из основных направлений в оздоровительной программе детского сада. Мы проводим обширный комплекс закаливающих мероприятий , способствующих закаливанию наших воспитанников . Это :

Соблюдение температурного режима помещений в течение дня.

Правильная организация прогулки и её длительность.

Соблюдение сезонной одежды во время прогулок;

Облегчённая одежда для детей в детском саду .

Бодрящая и дыхательная гимнастика после сна.

Мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди (индивидуально) .

Полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры.

Комплекс контрастных закаливающих процедур .

Методы оздоровления :

Ходьба по сырому песку (Летом - босоножье, массажные и контрастные коврики (в межсезонье – коврик влажный сменяет сухой или массажный, ребристый) .

Контрастное обливание ног водой (летом) .

Дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года, в том числе по дорожкам препятствий. Проведение подвижных игр, где в основе игры бег.

Переступание из таза с холодной водой в таз с тёплой водой (летом) .

Хождение босиком по массажным дорожкам на спортивной площадке (летом) .

Релаксационные упражнения (слушание музыкальных произведений с сопровождением движений малой подвижности)

Использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» В методике обучения языку приняты две основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием детей в повседневной.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в ДОУ» «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в ДОУ»Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для него это, прежде всего, первый опыт.

Консультация для родителей «Игры для детей раннего дошкольного возраста» Цель: - Расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка; - Формирование у родителей адекватного отношения к ребенку и его.

Консультация для родителей «Основные характеристики детей раннего возраста» Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. С первых дней жизни ребёнок сталкивается.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста» Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной связи со.

Консультация для родителей: «Воспитание детей раннего возраста в играх» Ст. воспитатель МБДОУ «ЦРР-д/с№44»г. Альметьевска Бондарева Светлана Анатольевна «Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от.

Консультация для родителей «Закаливание детей» Закаливание-один из основных способов повышения сопротивляемости, выносливости и приспособляемости организма к разнообразным, порой неблагоприятным.

Закаливание – это простой и доступный каждому способ повысить иммунитет и сопротивляемость организма к внешним факторам, снизить риск заболевания, укрепить свое тело физически, добавить энергии и сил. Все специалисты советуют проводить такие процедуры с раннего детства, чтобы уберечь ребенка от , простуды, других заболеваний. Однако отношение к закаливанию детей раннего возраста неоднозначное, и далеко не все родители готовы работать над этим. А даже те, кто готовы, не всегда делают все правильно.

Что собой представляет закаливание?

Как действует закаливание? Это достаточно просто. Все виды закаливания направлены на улучшение обменных процессов организма, стимуляцию кровообращения, более активную работу организма по адаптации к окружающей среде.

Простой пример, как действует закаливание водой на развитие сопротивляемости ребенка к внешним факторам. Холодная вода стимулирует кровеносную систему ребенка, заставляя ускорить процессы расширения и суживания сосудов. Под действием холода они естественно сужаются, но потом резко расширяются. Именно правильная терморегуляция является ключевым фактором здоровья и устойчивости к заболеваниям. Закаленный организм будет очень быстро реагировать на изменение температуры внешней среды, поддерживая температуру внутренних органов в более-менее приемлемых границах.

При похолодании на улице детский организм, который не привык к переменам температур, будет работать медленнее. Сосуды под действием холода резко сузятся, но расширяться начнут медленнее. В этот момент организм будет переохлажден, и его сопротивляемость к внешним факторам очень сильно снизится. Аналогично здоровый, закаленный ребенок будет чувствовать себя прекрасно и в жару, его организм будет активно работать для поддержания правильного баланса температуры.

Плюсы и минусы закаливания детей раннего возраста

Процедуры закаливания влияют очень позитивно на здоровье и развитие малыша в любом возрасте.

Основные плюсы таких процедур:

  • повышение сопротивляемости организма к инфекционным и сезонным заболеваниям;
  • ускоренная адаптация ребенка к изменениям факторов внешней среды;
  • правильно работающий механизм обмена веществ;
  • процесс терморегуляции проходит активнее и лучше;
  • позитивное действие на сердечно-сосудистую систему ребенка;
  • улучшение самочувствия, сна, прилив энергии и сил.

Именно возраст до трех лет очень важен в развитии ребенка. В этот период дети остаются под опекой близких и родных, но уже после 3 лет они сталкиваются с новыми вызовами большого мира. Ребенок идет в детский сад, нагрузка на иммунитет возрастает в разы. Поэтому закаливание просто необходимо проводить в этот период.

Что касается недостатков закаливания, то их практически нет. Любые проблемы и сложности возникают только в одном случае – при нарушении правил проведения этих процедур. Поэтому, если вы решили закалять малыша с детства, обязательно соблюдайте все эти правила неукоснительно.

Как закалять ребенка до трех лет? Основные виды и правила проведения процедур

Главные факторы внешней среды, с которыми сталкивается ваш ребенок на протяжении всей жизни – это измерение температуры воздуха, действие ультрафиолета. Дополнительным фактором является вода. Это чуждая человеку среда, к тому же, к изменениям температуры воды (например, во время купания) малыш более чувствителен. Поэтому и выделяют три основных вида закаливания – аэротерапию (воздушные ванны), солнечные ванны и закаливание водой. Также к форме закаливания детского организма относят хождение босиком, по земле, песку или траве.

Начинать процедуры закаливания детей можно с раннего возраста. Лучшее для этого время —

Самый эффективный и безопасный метод – это воздушные процедуры. К водным процедурам нужно быть намного внимательнее, а пребывание на солнце ограничивать очень строго.

Базовые принципы закаливания одинаковы и для взрослых, и для младенцев:

  • регулярность. Это основа укрепления организма, без которой любые действия будут не только не эффективными, но могут и подействовать во вред ребенку. Работать нужно постоянно, изо дня в день, на протяжении всего года;
  • умеренность. Ведро холодной воды на голову – это не закаливание, а глупость, которую может себе позволить взрослый здоровый человек, но не ребенок. Каждая процедура не должна быть длительной или неприятной;
  • постепенный рост. Каждый последующий раз длительность процедуры возрастает, а температуру воды (или воздуха, если это воздушные ванны) понижают. Но происходит это очень и очень постепенно, по чуть-чуть.

Важно также понимать, что нет универсальных правил или рецептов. Всегда нужно учитывать состояние здоровья вашего малыша, если он вялый и не активный, или заболел, не стоит увеличивать нагрузку, можно вообще отложить процедуры. Следите, чтобы малыш был в момент закаливания бодрым, сытым, не чувствовал никакого дискомфорта.

Не нужно заставлять ребенка увеличивать нагрузки настоятельно. Если он замерз или устал, прекращайте процедуры, оденьте малыша и согрейте. Закаливание ни в коем случае не должно ассоциироваться с чем-то неприятным. Соблюдение правила постепенного роста поможет не только привыкнуть к перепадам температур, но и получать от этого удовольствие. Это так же важно, как и все другие условия.

Закаливание детей раннего возраста воздухом – аэротерапия

Закаливание младенцев нужно начинать с самого приятного и безопасного способа – принятия воздушных ванн. Аэротерапия действует очень благодатно и мягко, это идеальное решение для людей любого возраста. Есть несколько способов закалять малыша с помощью аэротерапии. Это простые прогулки на улице, воздушные ванны, проветривание помещений.

Прогулки на свежем воздухе

Советы врачей и терапевтов о том, чтобы чаще проветривать дом, гулять на свежем воздухе минимум час в день основаны именно на таком благоприятном влиянии воздушных ванн на организм человека. Малышам важно не только гулять, но и спать на свежем воздухе. Ежедневная прогулка должна занимать от 60 до 90 минут зимой и 100-150 минут летом. Гуляют с детьми в любое время года, когда температура на улице не ниже -10˚С.

Воздушные ванны

Эти процедуры очень нравятся малышу, их можно и нужно проводить с самого раннего детства. Меняя малышу подгузник или переодевая его на пеленальном столике, оставьте его голеньким на 1-2 минуты, а затем укутайте и согрейте. Температура для начала должна быть в границах 20-23˚С. Увеличивайте время воздушных ванн постепенно: до 15-30 минут зимой при такой температуре, и до 45 минут – летом, при температуре до 26˚С.

Ребенок старше года может бегать по квартире в одних трусиках до одного часа. При этом можно снижать температуру в комнате, так же постепенно и медленно. Начинаем с 5 минут и 23˚С, доводим до 60 минут и 16˚С (можно даже до 14˚С, если ребенок здоровый и активный, и ему нравятся такие процедуры).

Помните, что во время воздушных ванн нужно, чтобы малыш был активным. Грудничку делайте массаж или гимнастику, а ребенок, который уже самостоятельно двигается, должен заниматься активными, подвижными занятиями или играми.

Проветривание

Следите, чтобы комната малыша, да и вся квартира проветривалась регулярно. В теплое время года и в хорошую спокойную погоду форточка должна быть открытой всегда. Зимой проветривайте помещение в течение 10-15 минут несколько раз в день.

Закаливание детей солнцем — гелиотерапия

Солнце так же необходимо ребенку, как и воздух. Благодаря теплым нежным солнечным лучам малыш получает необходимый ему витамин D. Также они улучшают работу нервной и эндокринной системы, повышают защитные силы, дарят энергию и бодрость. Но действие ультрафиолета может быть и губительным, поэтому солнечные ванны нужно принимать крайне осторожно. Младенцам до одного года нужно принимать такие ванны каждый день, но не дольше, чем 1-2 минуты на рассеянном солнце. Увеличивать время можно, но максимум до 30 минут.

Дети от года до трех лет также нуждаются в теплых лучиках солнца. Они обязательно должны быть в трусиках и панамке, старайтесь не допускать длительного пребывания малышей под открытым солнцем. Температура воздуха не должна превышать 30˚С. После таких процедур облейте ребенка теплой водой и хорошо вытрите полотенцем.

Хождение босиком

Еще один способ закаливания детей раннего возраста, очень интересный, полезный и эффективный – это хождение босиком. Он еще и очень приятный для малыша, поскольку дарит новые, непривычные ощущения и позволяет таким способом по-новому открывать мир. В древней Греции юноши ходили без обуви до 18 лет!

Ходить босиком полезно и по квартире, а в теплые летние дни – по земле у дома, по травке в саду, на пляже по пескам или камушкам. Отличная терапия – хождение по дну каменистого ручейка. Но следите, чтобы температура воды была умеренной, сразу вытирайте ножки ребенку после процедуры.

Закаливание детей водой

Водные процедуры – это самый распространенный и популярный вариант закаливания. Именно на нем часто концентрируются родители, забывая о других видах. Нужно все делать вместе, постепенно и регулярно.

Как закаляются водой? Существует несколько способов:

  • обтирание. Эту процедуру проводят с самыми маленькими детьми, очень осторожно и постепенно. Смоченной губкой обтирают ручки, ножки, тело малыша, по 3-4 раза на каждом участке тела, затем вытирают насухо и одевают. Сначала используют теплую воду, постепенно снижая температуру до 25˚С;
  • полные или частичные обливания. Начинать их можно с 9-10 месяцев, но только после консультации педиатра. Оптимальный вариант проведения процедуры – после купания ребенка. Начинать нужно со стоп ног, потом обливать всего ребенка от шеи по спинке. Поначалу температура должна составлять 28-29˚С, постепенно ее можно снижать. Можно остановиться только на частичном обливании (ножек малыша), это так же полезно и эффективно.
  • контрастные обливания или контрастный душ. Такие процедуры можно использовать в старшем возрасте, от 18 месяцев, по схеме: теплая вода (33-36˚С) – холодная (23-26˚С) – снова теплая (33-36˚С).

О чем важно помнить, закаляя малыша с детства? Закаливание детей раннего возраста должно быть обязательно регулярным. Если у вас был перерыв, то нужно начинать все с начала, постепенно и медленно. Продолжая закалять малыша после перерыва по такой же схеме, вы можете нанести вред его здоровью. Оптимальный вариант – не прекращать процесс совсем, не лениться и стараться дать ребенку все, чтобы он был здоровым и сильным.

Элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широка аэрация помещений, правильно ор-ганизованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

Специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зави-симости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом под-готовленности персонала и материальной базы ДОУ, со строгим соблюдением методических рекомендаций.

Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительнос-ти в зависимости от сезона года, температуры воздуха в группо-вых помещениях, эпидемиологической обстановки.

Для проведения закаливающих мероприятий в каждой групповой ячейке необходимо иметь в наличии:

Маркированные легкие полиэтиленовые баки (2 шт.);

Ковш на 0,5. л воды для контрастных обливаний;

Кувшины или лейки на 2 - 2,5 л воды для общих обливаний;

Таз полиэтиленовый, глубокий с двумя ручками для местного закаливания (топтания в тазу);

Индивидуальные маркированные полотенца;

Деревянные мостики;

Махровые рукавички для сухого и влажного обтирания (после каждого обтирания рукавички кипятят, высушивают и хранят в закрытой таре);

Простыни, покрывала - для массажных ковриков.

Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы лечебно-профилактических меропри-ятий.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний пери-од в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на откpытом воздухе, соответствующая возрасту продол-жительность сна и других видов отдыха.

Двигательная активность в организованных формах де-ятельности должна составлять не менее 50% всего объема суточ-ной двигательной активности, а во время прогулок за террито-рию ДОУ - 35 -40%.

Для достижения достаточного объема двигательной ак-тивности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включе-нием подвижных игр, спортивных упражнений с элементами со-ревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).

Повышение устойчивости человека к различным небла-гоприятным факторам окружающей среды - основная задача современной медицины, в этом именно и заключается ее про-филактическая направленность. Высокий уровень неспецифи-ческой профилактики немыслим без правильного режима дня, физического воспитания, рационального вскармливания ребен-ка, выполнения требований санитарно-гигиенического режима, правильной воспитательной работы.

Закаливание организма - это формирование и совершенс-твование функциональных систем, направленных на повыше-ние резистентности организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и сущест-венное экономическое значение. Особенно актуальной остается проблема повышения уровня здоровья детей, проживающих на Севере и приравненных к нему местностей.

Основные принципы адаптирующих закаливающих ме-роприятий.

  1. Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье.
  2. Необходимо постепенное нарастание интенсивности закали-вающих мероприятий.
  3. Занятия должны осуществляться систематически.
  4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности орга-низма ребенка и его возраст.
  5. Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года степень воздействия средовыми факторами в начале за-каливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года).
  6. Мероприятия проводятся. только при положительных эмоциях ребенка.
  7. Возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур. Нарастание воздействий npоисходит быстрее, чем при начальном периоде закаливания.
  8. Воздействие закаливающих агентов следует адресовать к раз-личным участкам тела.
  9. Закаливающие воздействия не должны быть монотонными, их следует варьировать по силе, продолжительности, ис-пользовать в сочетании с физическими упражнениями или без них.
  10. При проведении закаливания используется компенсаторное воздействие природных факторов.

При проведении закаливающих мероприятий целесообразно вы-делять 3 группы детей:

1 - здоровые, ранее закаливаемые дети;

2 - здоровые, но ранее не закаливаемые дети или дети с функциональными отклонениями (из «группы риска»);

3 - ослабленные дети (часто болеющие, с хр. очагами ин-фекции, реконвалесценты заболеваний).

При назначении закаливающих процедур детям 2 и 3 групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должны быть на 2-4 о С выше, чем для детей 1 группы, а темп ее снижения более медленным.

Выделяют 3 режима закаливания:

Начальный - тренирует только физические механизмы терморегуляции (короткие процедуры, обязательна закаливаю-щие теплом);

Оптимальный - стандартная методика;

Специальный - интенсивное закаливание с участием химических процессов терморегуляции.

Детям 1 группы возможно сразу назначение оптимального режима с переходом в последующем на специальный.

Детям 2 группы закаливание проводят с начального peжима, затем переходят на оптимальный. Вопрос о специальном режиме решается индивидуально.

Детям 3 группы длительное (не менее 1,5 мес.) закаливание ведется по начальному режиму с постепенным переходом на оптимальный. Специальный режим не используется.

Постоянных противопоказаний для проведения закалива-ния нет. Могут применяться лишь ограничения в дозе и длитель-ности воздействующих факторов с учетом состояния здоровья.

Временными противопоказаниями являются: острый пери-од заболевания, обширные поражение кажи, тяжелые травмы.

После острого периода заболевания длительностью до 10 дней величина холодового воздействия ослабляется на 2-3 о с па сравнению с температурой последних процедур. При прекраще-нии закаливания на 10 дней и более рекомендуется возвращаться к начальной методике закаливания.

Температурный режим помещения

Для детей старше года температурный режим закрытого помещения составляет, как и для взрослых, от + 17° до + 19°С.

В осенне-зимнее время проветривание помещения необходима проводить 4-5 раз не менее, чем па 10 - 15 минут. С этой целью в окне должны быть форточки или фрамуги. При откры-вании форточки или фрамуги воздух направляется к потолку; да-лее, несколько согреваясь, опускается вниз, поднимается вверх и выходит из помещения. Наилучший способ освежения воздуха - сквозное проветривание. При этом воздухообмен осуществля-ется в 7 раз быстрее, чем при открытой форточке. Критерием прекращения проветривания помещения является температура воздуха, которая снижается на 2 - 3° С. В теплое время года окно или форточку можно держать открытыми на протяжении всего дня, на ночь необходимо закрывать окна, поскольку ночью тем-пературу в комнате проконтролировать труднее.

Прогулки на свежем воздухе

Прогулки, сон на свежем воздухе могут быть назначены детям в летний период, спустя 2 недели после выписки ребенка из родильного дома. Начинать гулять с ребенком необходимо в сухой и теплый, недождливый день; в холодное время года - при температуре воздуха не ниже 5°С.

Детям старше 1,5 лет необходимо гулять на воздухе не менее 2 раз в день па. 2,5 - 3 часа. В холодное время гада прогулки при температуре не ниже - 15 - 16°С. В условиях Крайнего Се-вера, для детей в возрасте 1 года прогулки осуществляются при температуре воздуха не ниже - 15°С, для детей 3-4 лет - не ниже 30 0 С при силе ветра, не превышающем 5 м/с. При возрастании силы ветра до 10 м/с допустимая температура воздуха - 25° С. Дети 5 - 7 лет могут гулять и при температуре - 35°С (при силе ветра 5 м/с). Продолжительность прогулок составляет 15 - 30 минут.

Зимняя прогулка составляет 1,5 - 2 часа, причем прогулка организуется так, что первая ее часть составляет спокойную деятельность детей в течение 15 - 20 минут, далее - подвижные игры 25 - 30 минут, сменяющиеся спокойными играми. В конце дети играют 20 - 25 мин. спокойно.

Неспецифические водные процедуры

Гигиенические ванны для детей раннего возраста стали применяться с середины XIX века. Применение гигиенических ванн мажет быть использована и как закаливающая процедура. Температура помещения, где проводится гигиеническая ванна, должна быть в пределах 20 - 21 О С. Температура воды в ванне для детей первых 3-х мес. жизни составляет 36,5 - 36°С, для детей второго полугодия жизни температура воды поднимается до 34 - 330 О С. Продолжительность гигиенической ванны 4-5 минут. В конце процедуры ребенка обливают водой, температура которой на 1-2°С меньше, чем вода в ванне. Для этого ребенка вынимают из ванны, поворачивают лицам вниз и сверху поливают на него воду из кувшина. Начинают обливать ребенка водой более низкой температуры с 4 мес.

В первые месяцы жизни лица ребенка умывают теплой во-дой, температура которой 32 - 33 о С. Затем постепенно снижают температуру воды. Начиная со второго полугодия жизни, моют не только лицо и руки, но и шею, и верхнюю часть груди. Сразу после умывания ребенка обтирают насухо полотенцем до неболь-шого покраснения кожи. Начиная с 2-3 лет, детей умывают водой комнатной температуры, постепенно снижая ее до 18 - 190°С.

Важно приучать детей ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Сначала можно ходить в легкой обуви, открытой сверху, затем в носках (сначала толстых, потом тонких) и далее босиком (желательно в летнее время).

Рациональная одежда

Одежда имеет существенное значение в адаптации к средовым факторам и закаливанию ребенка, она предотвращает пере-охлаждение и, что не менее важно, перегревание детей.

При температуре воздуха + 21 + 22°С ребенка первых меся-цев жизни во время бодрствования необходимо одевать в легкую распашонку и байковую кофточку.

При температуре воздуха в комнате + 21 + 22°С ситцевую или байковую шапочку носят только до 2-х-недельното возраста.

Детям 4-6 лет в помещении необходимо надевать одежду в 3 слоя: нижняя рубашка и кофточка или костюм, на ноги колготки.

Летом в теплую и жаркую погоду ребенку надевают только трусы или шорты, майку, на голову - панамку, на ноги - сандалии без носков.

Ниже приведена схема одевания детей раннего возраста при различной температуре воздуха в безветренную погоду.

Рациональная одежда детей в зависимости от температуры помещения

Температура помещения

Одежда

2ЗС и выше

1-2-слойная одежда: тонкое хлопчатобумажное белье, легкое х/б платье (рубашка) с короткими рукавами, носки, босоножки

2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, колготки или гольфы, тyфлн

2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, колготки или гольфы, тyфли

З - слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, трикотажная кофта, колготки, тyфли или теплые тапочки

Рациональная одежда детей во время прогулки: в зависимос-ти от температуры воздуха

Рациональная одежда детей при занятиях физкультурой на улице в разные сезоны года

После прогулки ноги и руки должны оставаться теплыми.

Если ноги становятся холодными необходимо одевать ребенка теплее, особенно в холодное время: поверх ватного одеяла пок-рывают еще одним одеялом.

Таким образом, рациональное проведение неспецифи-ческих закаливающих мероприятий с самого раннего возраста может способствовать укреплению здоровья детей, подготовке организма ребенка к проведению дальнейших - уже специаль-ных закаливающих мероприятий.

Специальные закаливающие воздействия

Специальные закаливающие процедуры требуют не только полного здоровья, но и, в. отличие от неспецифических закали-вающих процедур, большей исходной устойчивости, резистент-ности организма к средовым факторам. В этой связи специаль-ные закаливающие процедуры не проводятся с недоношенными детьми в первые 2 мес. жизни.

В процессе роста и развития ребенку можно проводить различные закаливающие процедуры. Первой закаливающей процедурой являются воздушные ванны. Они начинаются с 2-х мес. возраста. Через 1-2 недели после проведения воздушных ванн начинаются мероприятия закаливания водой. Влажные об-тирания начинают не ранее, чем в 2-3 мес., обливания - с 3-4 мес. Гимнастику и массаж детям вводят с 1,5 мес. возраста.

Воздушные ванны

Первая в жизни ребенка специальная закаливающая проце-дура - воздушная ванна. Фактически она начинается еще в ро-дильном доме, когда в процессе смены пеленок новорожденный на короткое время остается без одежды и его тело подвергается воздействию комнатного воздуха.

Помимо сугубо температурного воздействия на организм, воздух диффундирует через кожу, и тем самым увеличивается насыщение крови кислородом. При проведении воздушных ванн у детей повышается потребление кислорода, улучшаются показа-тели деятельности нервной системы, улучшаются сон, аппетит.

Воздушные ванны являются фактором наименьшего воз-действия на организм по сравнению с водными процедурами - обливанием, обтиранием, плаванием. Это связано с тем, что теплопроводность воздуха в 30 раз меньше, а теплоемкость его - в 4 раза меньше, чем воды.

Начинают про ведение воздушных ванн при температуре помещения 20 - 22°С, в дальнейшем температура может быть снижена постепенным уменьшением до 19°С для детей в воз-расте 1-2 лет. Длительность первых процедур - 1 минута. Через каждые 5 дней длительность воздушных ванн увеличивают на 2 минуты. Дети до полугодовалого возраста могут принимать воз-душные ванны до 15 минут, после полугодовалого возраста - до 30 минут 2 -3 раза в день.

Проведение воздушных ванн, как и прочих специальных закаливающих процедур; целесообразно осуществлять утром, либо в вечернее время (в 17 - 18 час.), спустя 30 - 40 мин. после кормления, когда у ребенка определяются высокий исходные энергетические траты, высокий уровень метаболизма и способ-ность мобилизовать энергетические и пластические ресурсы для осуществления адаптивных реакций.

Дети старше 1,5 лет обычно принимают воздушные ванны во время утренней гимнастики. При этом температура воздуха может быть понижена после предварительной адаптации до 16°С. Следует отметить, что длительность проведения" воздуш-ных ванн для детей дошкольного возраста необходимо увеличи-вать постепенно, начиная с обычной комнатной температуры.

Детям, плохо переносящим снижение температуры среды, плохо адаптирующимся к закаливающим мероприятиям, необ-ходимо постепенно снижать температуру воздуха в помещении и постепенно обнажать тело. При этом в начале обнажают руки, затем ноги, далее обнажают тело до пояса, и лишь затем ребенка можно оставить в трусах.

Г.Н. Сперанский и Е.Д. Заблудовская (1963) рекомендуют в младших группах детского сада первые сеансы воздушных ванн про водить 5 минут, в средних - 10 минут, в старших - 10-15 минут. Максимальное время проведения воздушной ванны со-ставляет 30 - 40 минут в младшей группе, 45 минут - в средней группе и 1 час - в старшей группе.

Закаливание и адаптация к водной среде

Использование воды для увеличения адаптационных. воз-можностей развивающегося организма весьма целесообразно начинать с самого раннего возраста.

Основными факторами воздействия воды на организм яв-ляются температура, гидроневесомость (в условиях плавания, купания), химические вещества (соленые, хвойные и др. ванны). Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, в связи с чем она удобна и для проведения закаливающих проце-дур, поскольку можно легко дозировать и равномерно распределять температурное воздействие на тело ребенка.

Водные процедуры делят на влажные обтирания, обливания, купание, плавание.

Обтирание и обливание могут быть местными и общими.

Методика проведения водных процедур (обтирание и обливание)

Проведению водных процедур предшествует закаливание воздухом- воздушные ванны и обтирание ребенка сухой рукавицей, сухим полотенцем.

Основной методический принцип обтирания сводится к тому, что вначале обтирают дистальные отделы конечностей, затем проксимальные. Далее переходят к обтиранию туловища. Обтирание сухой рукавицей следует проводить до появления на коже легкой красноты. С месячного возраста можно перейти к водным процедурам для закаливания ребенка.

Влажные обтирания проводят смоченной в воде и отжатой тканью рукавицей, куском чистой фланели. Сначала обтирают верхние конечности - от пальцев к плечу, затем ноги - от стопы к бедру, далее грудь, живот, и в последнюю очередь, спину. Важ-но помнить, что каждую часть тела после обтирания необходимо вытереть насухо до легкого покраснения - точно так же, как и при сухом обтирании. Длительность сухой процедуры 1 - 2 минуты.

Начальная температура воды для обтирания детей 3-4 лет +32 о С, для детей 5-6 лет +30°С, для детей 6-7 лет + 28 о C. Через каждые 2-3 дня ее снижают на 1 о С и доводят до +22 о С летом и до + 25 о С зимой для детей 3 -4 лет, до +20 о С и +24 о С - для детей 5-6 лет до +18°С и 22 0 С - для детей 6 -7 лет.

По окончании обтирания ребенок должен быть тепло одет. После перерыва водных процедур их возобновляют так же, как и начинали: вначале проводят сухие обтирания и лишь затем влаж-ные. Температура воды при влажных обтираниях после возоб-новления процедур соответствует начальной, и затем ее снижают более быстро, чем при начальном воздействии воды. В случае, если начало водных процедур приходиться на возраст 1-3 года, температура воды составляет 33 о С - 34 о С. Снижение темпера-туры должно осуществляться через неделю на 1 о С и доводится до +25 - 26 о С. Спустя 2 недели от начала влажных обтираниий можно назначать местные ножные ванны.

Методика проведения ножных ванн

Обливание ступней и голеней начинают с температуры воды + 28 о С далее охлаждают ее из расчета 1 о С в неделю. Ниж-ние пределы температуры воды +20 о С. для детей 3 лет ее снижа-ют до +18°С. Продолжительность процедуры для детей раннего возраста 15 - 20 минут.

Обливания осуществляют следующим образом: на дно ванны кладут решетку из дерева или пластмассы; время процедуры 20-30 сек; подбирают температуру воды путем ее смешивания; по окончании обливания ноги ребенка насухо обтирают, а растирают до легкого покраснения кожи. При отсутствии ванны обливание можно осуществлять в тазу, ведре, любом резервуаре. Воду набирают и смешивают в кувшине.

Закаливающие процедуры бывают местные и общие. К общим закаливающим процедурам относят общие обливания, плавание.

После адаптации ребенка к процедуре обливания ног необходимо перейти к общему обливанию.

Методика проведения общих обливаний водой

Общие обливания - процедура, требующая от ребенка достаточной устойчивости к снижению температуры среды. В методике обливаний важно знать, что во время процедуры голову не обливают. При обливании ребенок может стоять или сидеть. Ручку гибкого шланга в ванне или в душе необходимо держать близко от тела ребенка (20 - 30 см). Струя воды должна быть сильной. В первую очередь обливают спину, далее - грудь и живот, в последнюю очередь - левое и правое плечо. После процедуры ребенка вытирают насyxo. Температура воды при первых сеансах обливания для детей до 1 года равна + 36 о С. Каждую неделю снижение температуры на 1 о С и доводят до 28 о С.

Детям от 1 до 3 лет обливания проводят водой с температурой 34 о С, постепенно снижают ее на 1 о С в неделю и доводят до 28 о С зимой и 24 - 25 о С летом. Для детей дошкольного возраста начальные температуры воды при обливании 33 о С, постепенно снижают ее на 1 о С в неделю и доводят до 22 - 24 о С. В холодное время года температура воды должна быть не ниже 24 о С, длительность обливания 30 с - 15 мин.

Если ребенок ранее не закаливался, то более эффективные процедуры, в частности водные, следует принимать с температуры воды более высокой, нежели указано выше.

В любом возрасте необходимо пройти весь путь закаливания, начиная, от неспецифических закаливающих мероприятий и переходя к специальным: воздушным ваннам местным обливаниям, общим обливаниям, душу, плаванию.



Возраст 1 - 3 года:

  1. Сон на воздухе при температуре от - 15 до + 30 о С.
  2. Воздушная ванна при смене белья после ночного и дневного сна, во время утренней гигиенической гимнастики, умывания.
  3. Прогулка 2 раза в день при температуре воздуха от - 15 до + 30°С.
  4. Умывание при температуре воды в начале закаливания +20 о С с дальнейшим снижением до +16 -18 о С. Детям старше 2 лет моют лицо, верхнюю часть груди и руки до локтя.
  5. Общее обливание после прогулки с начальной температурой воды 34-35 о С и дальнейшим снижением до +18 о С.
  6. Общая ванна (2 раза в неделю перед ночным сном) при температуре воды 36 о С, продолжительностью 5-6 минут, с пос-ледующим обливанием водой 34 о С.
  7. Летом 2-3 раза в день пребывание под лучами солнца, начиная с 5 -6 минут, доводя до 8 -10 минут.

Дошкольный возраст:

  1. Температура воздуха в помещении 19 - 17 о С.
  2. Воздушная ванна. продолжительностью 10 - 15 минут при смене белья после ночного и дневного сна, во время утрен-ней гигиенической гимнастики, умывания.
  3. Прогулка 2 раза в день при температуре воздуха от - 15 до + 30 О С.
  4. Дневной сон на открытом воздухе на веранде при открытых окнах круглый год.
  5. Умывание водой при температуре +14 -16 о С. Моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Дети старшего возраста обтираются до пояса.
  6. Общее обливание или душ после прогулки с начальной температурой воды 34-35 0 С и дальнейшим снижением до + 24 0 С.
  7. Обмывание ног водой перед дневным сном с начальной температурой воды +28 о С и постепенным ее снижением до 16°С.
  8. Общая ванна (2 раза в неделю перед ночным сном) при температуре воды 35 0 С.

Публикации по теме