Что делать если родители стали алкоголиками. Беседа с родителями в начальной школе Темы беседы с родителями об алкоголе

Ольга Гросс
Консультация для родителей «Роль семьи в борьбе с алкоголизмом»

Какую роль может сыграть семья в борьбе с величайшим бичом современного человечества – алкоголизмом . Роль семьи очень велика .

Всё начинается с семьи .

На современном этапе развития общества алкализация находит себе неисчислимые жертвы всюду, во всех слоях общества,

невзирая на различие экономическое, социальное, политическое, правовое.

Современные научные данные установили бесспорно, что спиртные напитки даже в малых количествах не являются обходима : физиологической потребностью для организма, без алкоголизма все функции его выполняются лучше и в количественном и качественном отношениях.

Но в народных массах, даже и среди высокообразованных, интеллигентных людей не все научно образовано оценивают влияние алкоголя на организм .

Якобы питье в меру «это благо, считают многие» . Это абсолютный бред.

Алкогольные предрассудки и питейные обычаи своего универсальностью и стойкостью обязаны наркотическому влиянию алкоголя на центральную нервную систему.

Вследствие этого у человека возникает ложная само оценка, иллюзия, самообман. При таком самочувствии ощущается повышенное благосостояние организма, повышенном работоспособность и физическая и духовная. К несчастью это самообман не только себя, но и окружающих.

Большую роль играет в жизни семьи и общества роль примера , подражания,внушения. Сила внушения тем резче,чем большим авторитетом, доверием, симпатией пользуется тот, от которого внушение исходит. Поэтому влияние примера отца, матери старших братьев, сестер очень велико. Благодаря могучему влиянию примера,внушения и подражания умеренное регулярное вино питие в семье и в обществе становится опасным

в воспитании подрастающего поколения. У детей укореняется ненормальное отношение к спиртным напиткам.

Действительность такова, что благодаря родителям , которые

не ведая, что творят, с ранних лет отравляют нежный развивающийся организм различными алкогольными напитками . Это наблюдается повсюду, во всех слоях населения. Посмотрите

на современных детей, они гиперактивны, неуравновешенны,

у них задержка умственных способностей, плохо развитая речь, неустойчивое эмоциональное поведение. Это результат

безвинного употребления алкоголя в меру . Роль семьи в борьбе с алкоголизмом очень велика . Именно в семье , можно на корню обрубить этот источник зла. «Секрет совершенствования человечества заключается в воспитании, - говорит Кант.

В семье , оценивающей должным образом всю могучую воспитательную силу именно примера, а не голых наставлений и поучений. Это необходимо для блага ваших детей, близких. Воспитание истинного гражданина своей родины , чутко отзывчивого к интересам всего человечества яд- алкоголь – является сильнейшим тормозом и преградой. Во имя светлого будущего ваших детей родители должны приложить волевые усилия и принцип жизни таков : в семье не должно быть места никаким спиртным напиткам!

Существует пять основных психологических характеристик

детей алкоголиков :

1. Низкая самооценка.

2. Фокусировка на внешнее окружение.

3. Неспособность выразить свои чувства и справиться с переживаниями.

4. Неспособность попросить о помощи, но готовность оказать её другим, даже если в этом нет необходимости. Такой стереотип поведения дети усвоили в родительской семье .

5. Экстремальное мышление, которое формируется в результате того, что семья алкоголика живет в ситуации постоянного стресса.

В итоге, когда члены семьи сталкиваются с какой-либо проблемой (кроме алкоголя ) они ищут не способы её решения, а виноватого.

Эти психологические особенности личности накладывают отпечаток на последующую взрослую жизнь.

Чтобы помочь таким детям, необходимо сформировать

у них определённые психологические качества, которые не были сформированы в семье : надежную привязанность матери, самостоятельность, умение общаться со сверстниками и взрослыми, навыки планирования и

контроля своих действий.

Зачастую женщины отрицают факты, связанные с алкоголизмом мужа . Если женщина на это будет закрывать глаза, то возможны последствия из-за её неадаптированного поведения, ребенок часто болеет в такой семье , агрессивно себя ведет, бурно проявляет (или скрывает) свои эмоции.

Вины матери в связи с неблагополучием в семье нет . Но несчастная мать не может воспитать счастливого

ребенка, поэтому женщина должна переключиться, с

проблем с мужем на свои собственные проблемы и проблемы своего ребенка. Мать способна помочь ребенку и результат обязательно будет положительным. Для этого ей необходимо освоить ряд методик по регуляции своего психического состояния и состояния ребенка, по способам

взаимодействия с сыном (дочерью)

Для этого можно использовать традиционные элементы семейной педагогики, как убаюкивание с помощью

колыбельной песни или рассказывания сказки на ночь.

Итак, «Терапия материнской любовью»

Проводится через 20-30 минут после того, как ребенок

заснул. Мать должна положить руку на голову ребенка и проговорить три раза (в слух, мысленно и опять вслух) словесные установки 9внушения) следующих блоков.

Первый блок.

«Витамины материнской любви»

Я тебя очень сильно люблю.

Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.

Второй блок.

«Физическое здоровье ребенка»

Ты сильный, здоровый, красивый.

Ты хорошо ешь и поэтому быстро растешь и развиваешься.

У тебя крепкое и здоровое тело.

Третий блок.

«Нервно-психическое здоровье»

Ты спокойный мальчик (девочка, у тебя хорошие крепкие нервы.

Ты умный.

Тебе нравиться быть спокойным.

У тебя хорошее настроение, ты любишь улыбаться.

Ты легко и быстро засыпаешь, хорошо спишь.

Ты видишь хорошие и добрые сны.

У тебя хорошо развита речь.

Ты начинаешь хорошо говорить.

Четвертый блок.

«Народная медицина»

Я забираю и выбрасываю твою болезнь.

Пять шагов для создания тесной взаимосвязи между матерью и ребенком.

1. Часто брать ребенка на руки и прижимать его к себе.

2. Долго и спокойно смотреть ему в глаза.

3. Чаще улыбаться ребенку.

4. Петь колыбельные песни.

5. Поглаживать ребенка.

Комплименты детям : «Какой ты у меня крепкий, красивый» «У тебя красивые белые зубки» , «Великолепные косички» .

В неблагополучной семье (такое случается и в благополучных семьях ) дошкольник слышит в свой адрес в основном негативные характеристики. В результате у него формируется стойкое аффективное сознание «Я плохой» «Если я плохой, то, значит, не достоин любви!»

Люди с низкой самооценкой, как правило, избегают трудных ситуаций, ими легко руководить, их нетрудно ввести в заблуждение, для многих из них характерно заискивающее поведение. Они часто занимают в жизни оборонительную

позицию и легко разочаровываются, обвиняя других в своих собственных переживаниях. Зарубежные исследователи

отмечали, что самооценка закладывается в раннем детстве, приводят такой факт : в возрасте от 1 до 5 лет дети обычно слышат от 15 до 20 тыс. раз слова «нет» «не делай» , «нельзя» . Послания такого рода, исходящие от авторитетного лица,

создают базу для снижения активности, неверия в свои силы.

Для нейтрализации этого негативного программирования потребовалось бы от 15 до 25 тыс. позитивных посланий типа «да» , «ты можешь» , «почему бы нет» специалисты отмечают, ребенок из алкогольной семьи находиться в сильнейшем нервно-психическом напряжении, что приводит к блокировке жизненной энергии, невозможности отреагировать отрицательные

эмоции и в конечном итоге – к различным болезням.

Упражнения, направленные на расслабление мышечного тонуса.

1. «Яйцо»

Ребенок садиться на пол, подтягивает колени к животу, обхватывает их руками, голову прячет в колени. Сзади садится взрослый, обхватывая ребенка ногами и руками, прижимает его к себе и слегка раскачивает.

2. «Колобок»

Поза эмбриона. Раскачивая вперед-назад и влево-вправо,

затем перекатывается на спину и с боку на бок. Необходимо следить. чтобы его голова была прижата к коленям

3. «Лодочка» .

4. «Бревнышко»

5. «Отними-ка»

Ребенок зажимает в кулаке мелкий предмет. Взрослый в течение минуты пытается разжать кулак и забрать предмет. Если это не удается, ребенок получает предмет в подарок.

С целью коррекции эмоционального состояния детей надо

научить правильному дыханию. Упр. «Воздушный шарик» Для снятия тревожности можно использовать упражнение

«Дыхание по квадрату»

Работа с ребенком длительна и кропотлива. Она требует

терпения от мамы. Поэтому необходимо отмечать каждый его успех, чаще хвалить и подбадривать. Такая работа позволит уменьшить влияние негативного опыта и активизировать его внутренние резервы.

Детство значительно влияет на всю жизнь человека. Хорошо, если оно прошло беззаботно под опекой любящих родителей. Однако людей, которые дали жизнь, не выбирают, потому тысячам детей приходится рано взрослеть, потому что папа, мама или оба родителя сразу пристрастились к алкоголю. Что делать ребенку, если самые дорогие люди становятся пьяницами, и как болезнь родителей влияет на детей – расскажем в этой статье.

Находим корень проблемы

Если родители часто находятся в нетрезвом состоянии, ребенку нужно выяснить причину такого их поведения. В основном, поводом для тесной дружбы с алкоголем становятся следующие ситуации:

  • проблемы на работе;
  • разногласия в семье;
  • пьющая компания.

Самую большую опасность представляет ситуация, когда от алкогольной зависимости страдали дедушка или бабушка. Это обозначает, что у родителей генетически заложена предрасположенность к алкоголизму, а значит, их ребёнок тоже в группе риска.

Чтобы не повторить судьбу родителей, ребёнок должен всю жизнь остерегаться спиртных напитков и ни в коем случае не начинать знакомство с ними в юном возрасте.

Методы влияния на пьющих родителей

Если выпивает один из родителей, первое, что нужно сделать ребенку – поговорить со вторым родителем. В случае, когда спиртное губит отца, в откровенном разговоре с мамой следует:

  • дать понять, что сын или дочь ее понимает;
  • рассказать о собственных переживаниях, связанных с пьянством отца;
  • открыть страхи на счет собственного здоровья и здоровья мамы;
  • попросить о защите.

Зачастую такая беседа побуждает женщин действовать, ведь благополучие ребенка для большинства матерей – лучшая мотивация.

Мать-алкоголик – горе в семье, но мужчины во множестве случаев пытаются не замечать, что жена часто приходит домой с ненормальным блеском в глазах. Хотя женщина на первых порах пытается скрыть свою проблему, дети могут легко учуять неестественный запах и непривычное поведение мамы. Не стоит ждать более серьезных доказательств, что мать превращается в алкоголика. Если мама часто выпившая, нельзя откладывать разговор с отцом, в котором:

  • обратить внимание папы, что мама часто употребляет алкоголь;
  • выразить тревогу о ее здоровье;
  • указать на отрицательные изменения в поведении матери.

Не нужно думать, что беседуя на эту тему, ребенок предает пьющего родителя. Это – всего лишь попытка спасти близкого человека и защитить себя.

Всегда родители-алкоголики – серьезная травма для ребенка. Но он все-таки может сделать попытку повлиять на них. Психологи дают подросткам, чьи родители пьют, такие советы:

  • Начинайте беседу с родителями, когда они находятся в трезвом адекватном состоянии.
  • Не кричите, не упрекайте и не обвиняйте, не говорите, что они превратились в алкашей.
  • Сделайте акцент на проблемах со здоровьем, которые появились у родителей в весьма молодом возрасте. Намекните, что это связано с алкоголем.
  • Не надейтесь на чудо: если родители пьют не первый год, они вряд ли сразу же обратятся за помощью к наркологу.
  • Не идите на поводу у отца и матери, откажитесь покупать им спиртное, а тем более выпивать вместе с ними.
  • Если мама и папа не хотят предавать огласке свою болезнь, объясните, что препараты от алкоголизма анонимно можно купить в интернете.

Не все взрослые станут слушать ребенка, потому не лишним будет привлечь на свою сторону кого-то из родственников: бабушку, дедушку, тетю.

Действия ребенка во время запоев родителей

Под дурманящим действием алкоголя человек часто становится неконтролируемым. Что делать, если отец-алкоголик избивает жену и несовершеннолетнего ребенка? Ни в коем случае не терпеть и ждать лучших времен. О таком положении вещей подросток может рассказать школьному психологу, адекватным родственникам или заявить в полицию. Даже если трезвый папа ведет себя прилично, в пьяном состоянии он способен причинить серьезный вред окружающим, потому терпение с надеждой на лучшее может привести к трагедии.

Как вести себя, если в пьянках участвуют и отец, и мать? Посиделки родителей в компании таких же любителей выпить зачастую заканчиваются ссорами и драками, потому детям в такой ситуации лучше на время исчезнуть из дому. Переждать можно у родственников или друзей, в крайнем случае, обратиться в детский приют. Убегать из дома навсегда и ночевать на вокзале – не самое лучшее решение для несовершеннолетнего. Бездомные любого возраста часто имеют целый букет заболеваний, в том числе , так что могут быть еще опаснее, чем нетрезвые родители.

Не пытайтесь самостоятельно выдворить из квартиры пьяную компанию, особенно, если она состоит из мужчин. Это может .

Родители-алкоголики и слышать ничего не желают о лечении и постоянно пьянствуют, не уделяя внимания детям? Ребенок должен понять, что алкоголизм – это разновидность наркотической зависимости, и избавиться от него непросто. Подросток не должен контролировать взрослых, пожертвовав собой, своими интересами. Если терпеть запои матери и отца нет сил, нужно обратиться в органы опеки. После проверки показаний ребенка суд может лишить алкоголиков родительских прав. В таком случае опекуном несовершеннолетнего может стать родственник или же интернат.

Последствия алкоголизма родителей

Людям, чьи родители злоупотребляли спиртным, приходится рано взрослеть. Болезнь родителей отнимает у них детство, заставляя нянчиться с пьяными мамой и папой или стремиться изо всех сил их порадовать. Немало детей алкоголиков опекают, лечат их до конца жизни, в ущерб себе и собственной семье. . Созависимый человек берет на себя непосильную ношу спасителя близких людей, до последнего надеясь, что они одумаются и подарят ему ту любовь, которую он не получил в детстве. В итоге пьяницам с многолетним стажем комфортно пить и дальше, зная, что сын или дочь привезут продукты и лекарства. Взрослый ребенок разрывается между родителями и собственной семьей, постоянно чувствуя себя виноватым.

Народная мудрость гласит, что родители – это не те люди, которые дали жизнь, а те, что воспитали. Потому не стоит считать себя должником людей, которым водка была дороже, чем дети.

Вторая психологическая проблема называется синдром взрослых детей алкоголиков. Если родители не проводили и дня без рюмки, ребенок зачастую пытается как можно скорее покинуть родной дом. Он мечтает забыть кошмарное детство, стать успешным человеком, создать нормальную семью. Но, «благодаря» неблагополучным родителям, даже если их уже нет в живых, многие годы ребенок не чувствует себя полноценным, имеет заниженную самооценку, что препятствует достижению поставленных целей. Женщины с синдромом ВДА не считают себя достойными любви, а мужчины нередко становится деспотами и причиняют боль близким.

В любом случае требуется психологическая помощь родственникам алкоголиков, особенно детям. Ее можно получить у психотерапевта или же на занятиях в группах людей с такими же проблемами.

Как строить жизнь детям алкозависимых

Дети не виноваты в алкоголизме родителей. Даже если пришлось попасть в интернат, это не обозначает конец света. Хотя наследственность играет значительную роль, пьющие мама, папа или брат-алкоголик не решают судьбу человека, он необязательно тоже станет таким же. Сын или дочь пьяниц должны поставить для себя цель: «Мой ребенок никогда не увидит меня в нетрезвом виде и будет иметь счастливое детство». Начать двигаться к этой цели нужно, выполняя простые правила.

  • Не общаться с компанией, где присутствуют алкоголь, наркотики, криминал.
  • Постараться хорошо учиться, чтобы в будущем найти хорошую работу.
  • Найти для себя хобби, общаться с единомышленниками. Собирать гербарии, коллекционировать марки, заниматься футболом, танцами или авиамоделированием – сейчас существует множество секций для детей и подростков, где бесплатно или за символическую плату можно интересно проводить свободное время.
  • Вести здоровый образ жизни. Никакого спиртного, сигарет и прочих наркотиков.
  • Побольше читать. Книги расширяют кругозор, увеличивают словарный запас, что наверняка пригодится любому человеку в жизни.

Детям людей с алкозависимостью нужно выяснить и навсегда запомнить, почему отец стал пьяницей или почему начала пить мать. Но даже если до истины докопаться не удастся, жизненный девиз ребенка алкоголиков должен звучать так: «Я буду лучше, чем мои родители, я совсем другой человек».

(Visited 2 840 times, 1 visits today)

Цель: довести до сведения родителей последствия однократного сильного опьянения у детей и систематического употребления алкоголя подростками.

Возраст участников: для родителей учащихся 8 классов.

Оформление: пословицы на плакатах «Где опьянение, там и преступление», «Река начинается с ручейка, а пьянство - с рюмки», «Где больше пьют, там больше и болеют».

Анкета для учащихся 8 классов.

2. Употреблял ты хоть раз алкогольный напиток?

3. Где ты впервые выпил алкогольный напиток?

4. Знаешь ли ты к чему может привести однократное сильное опьянение?

5. Знаешь ли ты, к каким последствиям может привести систематическое употребление алкоголя подростком?

По данным последних исследований, дети 8 класса (14 лет) уже в большей своей части знакомы с алкогольными напитками. Их родители считают, что им можно давать алкоголь: ведь они уже большие.

Результаты обследования показали, что 67% случаев знакомства детей со спиртным произошло дома, в семье. Обычно это бывает «невинная» рюмочка в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия родителей все же такое приобщение детей к вину, шампанскому, пиву, водке ни в коем случае нельзя оправдать.

Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить с товарищами, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Река начинается с ручейка, а пьянство - с рюмки».

Алкоголь попадая в организм ребенка быстро разносится кровью и концентрируется в мозге. Даже очень маленькие дозы спиртного вызывают бурную реакцию, тяжелые симптомы отравления. При систематическом же поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой и происходит ее перерождение. Может развиться сахарный диабет, нарушиться половая функция, снизиться умственные способности и т.д.

Влияние алкоголя на успеваемость учащихся 13-15 лет

В возрасте 14-15 лет подростку очень хочется похвастаться своей силой, выносливостью, ни в коем случае не показаться перед товарищами «маменькиным сыночком». И это часто приводит к передозировкам и, как следствие, тяжелым отравлениям, вызовам «Скорой помощи».

Вот случай, приводимый известным специалистом по проблеме детского алкоголизма Лубоцкой-Россель. Компания школьников, не без ведома родителей, устроила в складчину вечеринку. На собранные деньги ребята купили водки, вина и несколько пирожных (по одному на каждого). К концу пиршества почти все подростки почувствовали себя плохо. Троим из них пришлось оказывать серьезную медицинскую помощь по поводу отравления алкоголем.

Чем меньше возраст ребенка, тем опаснее употребление алкогольных напитков. В литературе описано большое количество случаев смерти детей от употребления очень малого количества алкоголя. Ребенок 3-х с половиной лет умер через 6 часов после употребления 2 полных столовых ложек водки (отец решил дать попробовать своему сыну). Мальчик девяти с половиной лет умер в бессознательном состоянии на третий день после употребления 125 г водки.

Доктор Машке констатировал смерть у семилетнего ребенка после употребления им 5 столовых ложек водки.

Доза 250 г водки бывает смертельной и для подростка. Случаи смерти детей от спиртных напитков не так уж и редки. Исследования показали, что смертельные алкогольные отравления составляют 27 % от всех видов отравлений в детском и подростковом возрасте.

Злоупотребление алкоголем приводит очень часто несовершеннолетних к нарушению правопорядка, всякого рода хулиганствам.

При систематическом употреблении алкоголя один, два и более раз в неделю у подростка может чрезвычайно быстро развиться заболевание -хронический алкоголизм, которое отличается злокачественным и быстрым течением. По данным специалистов хронический алкоголизм у несовершеннолетних встречается от 8 до 3,2 % случаев.

По законодательству родители несут прямую ответственность за употребление их детьми алкоголя.

В уголовном кодексе РФ предусмотрена статья о наложении штрафа на родителей за появление в состоянии опьянения их детей в общественных местах в возрасте до 14 лет.

1. Помните, что самое главная вещь в воспитании - ваше собственное поведение.

2. В семье ребенок должен получить первые научные знания о токсическом действии алкоголя на организм, а также о пагубных результатах его употребления.

3. Антиалкогольное воспитание следует проводить постоянно.

4. Надо стараться выработать у ребенка собственное отрицательное отношение к употреблению алкоголя.

Чтобы скачать материал или !

Здоровым может называться человек, который обладает гармоничным развитием и хорошо приспособлен к окружающей его физической и социальной среде. К сожалению, в настоящее время, всё больше молодых людей начинают злоупотреблять спиртными напитками и таким образом, разрушают своё физическое и психическое здоровье. К тому есть несколько причин. Мы рассмотрим лишь некоторые из них. Одной из первых причин является употребление алкоголя родителями, – имеется в виду влияние алкоголя на потомство. "Пьют родители – страдают дети". Об отрицательном влиянии алкоголя на потомство известно ещё со времён далёкой древности. На всех этапах формирования организма контакт с алкогольным ядом опасен и может в дальнейшем проявиться нарушениями физического и психического здоровья. Риск развития тяжёлых нарушений здоровья тем выше, чем более продолжительно и интенсивно воздействие алкоголя.

Действие алкоголя в период внутриутробного развития плода приводит в первую очередь к недоразвитию плода, рождению ослабленных детей, высокой детской смертности, рождению детей с врождённым недоразвитием отдельных органов, с уродствами.

Алкоголь, принимаемый матерью в период грудного вскармливания ребёнка, вызывает у него расстройства нервной системы, нарушения в психической сфере, различные заболевания органов пищеварения, печени, почек, сердечно-сосудистой системы, лёгких, тормозит умственное развитие. В этот же период алкоголь может попасть в организм ребёнка с грудным молоком, если мать в это время употребляет любые спиртные напитки.

Врачами-педиатрами описано множество случаев алкогольного отравления младенцев через грудное молоко. Дети, матери которых употребляли спиртные напитки в период вскармливания, были очень беспокойны, нередко у них развивались судорожные явления и даже эпилептические припадки. Особенно слабой нервной системой отличались дети, рождённые от матерей, употреблявших алкоголь ещё во время беременности.

Кроме всего вышесказанного, решающее значение в возникновении хронического алкоголизма имеют традиции, обычаи, индивидуальное отношение каждого человека к употреблению алкоголя. Основу воспитания дети получают в семье. Семья формирует личность будущего человека. Здесь мы рассмотрим не менее важный фактор начала употребления подростка алкоголя – нарушение взаимоотношений в семье, а именно:

    алкоголизм одного или обоих родителей;

    постоянные конфликты между родителями;

    жестокое обращение с подростком;

    семейный крах (развод, потеря одного или обоих родителей и т.д.);

    неполная семья.

Моральный и материальный ущерб, который наносится семье пьющим отцом, непоправим. Ведь в этом случае значительные материальные средства расходуются на спиртное. Ухудшается питание семьи, что тяжело складывается на физическом развитии и росте детей. Из-за ссор, скандалов, пьяных сборищ дети часто недосыпают, спят тревожно. Успеваемость учащихся резко падает. Постоянный пример алкоголика отца, находящегося перед глазами ребёнка, – грубого, несдержанного, часто неработающего, – пагубно сказывается на формировании личности будущего человека. Дети часто стыдятся таких отцов, скрывают от сверстников, что отец пьёт и дебоширит в доме, для них это настоящее горе, и каждый ребёнок остро реагирует на него.

Ещё тяжелее складываются отношения , когда в семье пьёт мать. Пьющая мать очень быстро теряет свои материнские качества, перестаёт заботиться о доме, детях, опускается. К сожалению, в последнее время злоупотребление спиртным перестаёт быть "привилегией" мужчин. Алкоголизм у женщин протекает более злокачественно, чем у мужчин. Дети в семьях таких женщин видят пример глубокого морального падения матери. Особенно страшным такой пример может стать для подрастающей дочери.

Исследователи, изучавшие причины женского алкоголизма, указывают, что на первом месте стоит психическая травматизация, связанная с неблагополучием в личной и семейной жизни. Отсутствие взаимопонимания, половая неудовлетворённость, чувство одиночества, в некоторых случаях совместные выпивки – вот важные предпосылки для начала алкогольного пути женщины. Из наблюдений учёных-медиков известно, что женщины-алкоголики употребляют значительно больше алкоголя, чем мужчины, и хронический алкоголизм развивается у них значительно быстрее.

Постоянный страх перед пьяным отцом , скандалами, драками в доме, страх за мать, детей в таких семьях делает робкими, неуверенными в себе. Часто дети в семьях алкоголиков вырастают злобными, мстительными, лживыми и лицемерными. В семейных драках и скандалах их незаслуженно обижают, и они, стараясь защитить себя, со временем ожесточаются и действуют теми же методами. В таких семьях дети нередко получают тяжёлые травмы.

Дефект раннего воспитания, недостаточное интеллектуальное развитие наблюдаются, как правило, у детей из неблагополучных семей, особенно из семей, где родители злоупотребляют алкоголем. Недостатки воспитания детей в семье алкоголиков обусловливаются характерными для таких родителей изменениями личности, которые резко ограничивают круг интересов семьи. К вопросам воспитания своих детей такие родители безразличны.

Пьянство в семье является дурным и заразительным примером для детей и подростков. Одним из серьёзных последствий пьянства в семье является раннее привыкание детей к алкоголю, способствующее развитию у них в последующие годы хронического алкоголизма. Риска заболеть у них выше, чем у тех, чьи родители не злоупотребляют спиртными напитками. Дети из таких семей затрудняются в принятии любых решений, в дальнейшем у них возникают трудности в интимных отношениях. Самое главное – все они стремятся плыть по течению, подстраиваться под окружающих. Большинство из них нуждаются в поддержке, одобрении, успокоении. Таким образом, дети пьющих родителей составляют генетическую группу риска по заболеваемости алкоголизмом и наркоманией.

Ребёнок, чтобы выжить в алкогольной семье, неизбежно усваивает дезадаптивные формы поведения. В семьях с алкогольной зависимостью, по мнению специалистов, вырабатываются три основных правила или стратегии, которые передаются от взрослых к детям и становятся их жизненным кредо: "не говори, не доверяй, не чувствуй".

Дети боятся "высовываться" и просить о помощи из-за клейма, связанного с пьянством или другими наркотическими проблемами, а также из-за того, что они не хотят быть предателями в своей семье. Даже дома они не могут говорить об истинном положении вещей. Кроме того, они становятся недоверчивыми из-за несдерживаемых родителями обещаний, непостоянства, вербального, физического и даже сексуального насилия, объектом которого они нередко являются.

Третье правило – "не чувствуй!" – естественным образом вытекает из первых двух. То, что происходит с ними, может быть больно, грязно, стыдно и безнадежно. Они вынуждены учиться прятать или игнорировать свои чувства. Дети уже в раннем школьном возрасте прекрасно умеют отстраняться от своих чувств и мыслей по поводу происходящего в семье, убеждая себя и окружающих в том, что всё благополучно.

Подросток не только глубоко переживает трагедию, обусловленную пьянством родителей, но часто и сам пытается найти в алкоголе ключ к решению семейных проблем. Вследствие этого довольно быстро и остро протекает процесс разрушения, деградации его личности, который по своему проявлению сходен с нарушениями психического здоровья (в частности, с некоторыми формами проявления шизофрении).

Вышеуказанные характерологические изменения личности ребёнка и подростка появляются не сразу, а формируются постепенно, под влиянием жизненного уклада алкогольной семьи и особенностей поведения пьющих взрослых. Волей-неволей он оказывается втянутым в решение семейных проблем и вместе с взрослыми несёт груз ответственности за то, что происходит в доме. Всё это не может не отразиться на особенностях его мировосприятия, чувств и поведения. Учёными, занимающимися проблемами детей из алкогольных семей, выделен ряд семейных условий, которые больше всего влияют на становление личности. Остановимся на десяти их описании более подробно.

1. Этот ужасный секрет семьи. В алкогольной семье родители пытаются скрыть от детей всё плохое, что связано с пьянством, хотя это сделать трудно. Сокрытие семейных проблем становится образом жизни. Секрет семьи со временем раскрывается, но дети уже привыкли жить в мире мнимого благополучия и не видят правды, потому что их никто не учил быть открытым по отношению к своим проблемам и чувствам.

2. Жизнь в укрытии. По мере взросления дети начинают понимать, что люди осуждают пьянство, и особенно пьющих родителей. Поэтому всеми силами они стремятся скрыть позор своей семьи от соседей и сверстников, не могут обсуждать интересующие их вопросы с друзьями и учителями из-за боязни, что те посоветуют им обратиться за разъяснением к родителям, и таким образом страшная семейная тайна станет известна многим. Привычка к сокрытию обусловливает необходимость игнорировать реальность.

Подозрительность и злобность не позволяют членам семьи открыто проявлять свои положительные переживания, поэтому в семьях такого рода не практикуются эмоциональные тёплые объятия, нет взаимной поддержки и любви. Чем больше секретности, тем больше запутанности, конфликтов и ссор, отчуждённости членов семьи, психологической изоляции и одиночества. Ребёнок, вынужденный жить в таком окружении, не находит этому объяснения и не чувствует себя защищённым в родительском доме.

Ребёнку с раннего детства приходится наблюдать несоответствие между тем, что происходит в доме, и тем, что говорят ему взрослые. Подобное противоречие порождает недоверие ко всему, что его окружает, и к самому себе. Желание навести порядок, сделать так, чтобы в семье появился комфорт, а вместе с ним – чувство надёжности и безопасности, не получает своего реального воплощения. Ребёнок чувствует своё бессилие и, не видя выхода из создавшейся ситуации, испытывает страх, тревогу, предчувствует опасность и впадает в состояние фрустрации.

3. Борьба, конфликты, ссоры. В алкогольных семьях родители часто выясняют свои отношения в присутствии детей, не стесняясь в выражениях и действиях. Словесные ссоры и сопровождающая их физическая агрессия оказывают на ребёнка психотравмирующее воздействие. Постоянно наблюдаемые ссоры, пререкания, жалобы взрослых друг на друга приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми (особенно это касается мальчиков).

4. Страхи, тревожные предчувствия. Поведение пьющих отличается непредсказуемостью. Часто под влиянием алкоголя активизируются низменные чувства человека, родители используют угрозы для демонстрации своей силы. Всё это делает атмосферу в семье тревожной и тягостной. Поэтому дети живут в постоянном страхе и ожидании неприятностей, связанных с поведением пьяного родителя. Они опасаются, что по возвращении домой их встретит разбушевавшийся отец, и по этой причине часто предпочитают проводить время вне дома. Побеги детей из дома есть не что иное, как защитное поведение, порождаемое постоянно переживаемым страхом, осознанная реакция протеста в ответ на грубые действия пьяного отца. Вне дома дети пытаются уберечь себя от кошмара, который там происходит.

Какими бы ни были отношения детей с родителями, родители на должны выгонять ребёнка из дома. Пьющий отец нередко приводит домой собутыльников и вместе с ними бранится и хулиганит. Когда жена протестует против их прихода, муж выгоняет её с ребёнком из дома. Ни плач, ни мольба, ни уговоры не останавливают его. Это повторяется неоднократно; ребёнок живёт в постоянном страхе, что отец возвратится домой пьяным и ситуация возобновится, поэтому ребёнок и убегает. Так появляется не покидающий детскую душу страх за будущее, который с годами не проходит, а всё больше усиливается, вынуждая ребёнка жить под гнётом плохих предчувствий, в постоянном ожидании жизненных катастроф.

5. Разочарования. В алкогольной семье взрослые обычно не выполняют своих обещаний. Первоначально дети реагируют на это очень болезненно, безответственность родителей их угнетает. Но приученные скрывать свои чувства даже от самых близких людей, они никогда не рассказывают о своих переживаниях, просто перестают ждать обещанного. В душе дети считают, что родители совершили предательство, поэтому перестают доверять всем, кто их окружает. Детские разочарования по поводу невыполненных обещаний приводят к тому, что выходцы из алкогольных семей даже взрослыми продолжают предчувствовать разочарования и никому ни в чем не доверяют, зачастую оставаясь социально незрелыми, инфантильными.

6. Слишком быстрое взросление. Дети в алкогольной семье быстро взрослеют по сравнению с детьми из благополучных семей. Старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции по решению материально-бытовых проблем и оказанию поддержки младшим братьям и сестрам, они вынуждены заботиться о пьющих родителях и прикрывать дезорганизацию семейной жизни. Иногда жизнь окружающих людей становится рядом с таким ребенком невыносимой. Взросление детей из алкогольных семей бывает вынужденным и они не умеют делиться своими переживаниями. Дети вырастают и начинают мстить за своё поруганное детство, коверкая жизнь другим – эстафета ненависти и жестокости продолжается. Жестокость родителей порождает жестокость детей. Такие люди живут с чувством, что их обокрали, и незаслуженно проецируют своё недовольство на тех, кто рядом с ними.

7. Оскорбления и унижения. А также включая явное и скрытое сексуальное насилие. Пьющие родители утрачивают внутренний контроль над своим поведением. Они могут проявлять физическое насилие по отношению к детям, не чувствуя и не соизмеряя свою силу, невольно травмировать ребенка или даже нанести ему увечье. Довольно распространены в алкогольных семьях формы наказания, унижающие человеческое достоинство: лишение ребенка пищи, одежды, запирание на долгое время в непроветриваемом помещении (например, в туалете или ванной комнате), публичная порка.

Многие дети, особенно девочки, подвергаются сексуальным оскорблениям со стороны пьющего отца. Явная и скрытая сексуальная агрессия к детям – довольно частое явление в семьях с больным алкоголизмом. Даже став взрослым, такой человек продолжает переживать вину, стыд, ненависть, отчаяние, играть роль жертвы во всех жизненных ситуациях, бывает пассивным, часто впадает в депрессию.

8. Заброшенный ребёнок. Даже если в семье только один родитель пьющий, второй, становясь созависимым, всю свою энергию направляет на решение проблем больного алкоголизмом, а дети остаются предоставленными сами себе. Часто в алкогольных семьях детям не обеспечен даже элементарный уход, что представляет угрозу их физическому и психическому здоровью. Результат родительского игнорирования очень скоро начинает проявляться в неумении детей понимать состояние другого человека, сочувствовать и переживать ему. Они не усваивают элементарных родительских обязанностей, что затрудняет их адаптацию в будущей собственной семье.

9. Пониженная самооценка, недостаток самоуважения. Отсутствие заботы и внимания со стороны родителей способствуют формированию пониженной самооценки. Прежде чем ребёнок утвердится в своей самооценке, необходимо, чтобы первоначально это заметили и отметили значимые для него люди. Таковыми для него в первую очередь являются родители. Поэтому он оценивает себя так, как оценивают его они, переживает чувство вины, стыда за семью.

10. Жизнь в мире фантазий. Реальная действительность, с которой соприкасаются дети алкогольно-зависимых родителей, доставляет им массу неприятных переживаний, от которых они пытаются уйти в мир фантазий. Чаше всего фантазии связаны с ситуациями типа "Что, если бы мой отец (моя мать) всегда были трезвые...". Но довольно часто фантазии содержат мысль о смерти родителей как возможном варианте избавления от всех бед, связанных с их пьянством. В результате подобного фантазирования у детей могут складываться искажённые представления об окружающем мире и своём месте в нём.

Фантазирование детей не является чем-то необычным или патологическим, это присуще всем детям. Но довольно часто фантазии вытесняют реальность, заменяют ребёнку действительность. Тогда способность быть хозяином своей судьбы не возрастает, а уменьшается, ребёнок приучается плыть по течению. Таким образом, алкоголизация родителей приводит не только к душевной травматизации ребёнка, но и негативно сказывается на формировании его личности.

Как и любое клиническое интервью, беседа с родителями ребенка должна начинаться с откры­того вопроса и минимального «перекрестного оп­роса» для получения сведений о развитии наруше­ний, по поводу которых предъявляются жалобы.

Нужно точно выяснить, что именно имеют в виду родители, характеризуя ребенка как «непослушно­го», «капризного» или «депрессивного». Наблюда­ется ли тенденция к улучшению или ухудшению? Как влияют существующие проблемы на на школь­ную успеваемость ребенка, его взаимоотношения со сверстниками, на семью? Как давно появились опи­санные родителями затруднения?

Далее в процессе беседы требуется получить систематизированную информацию, охватываю­щую состояние здоровья и поведение ребенка на данный момент времени (учитывая, что родители не обладают непосредственными знаниями о пси­хическом состоянии ребенка и могут быть не осве­домлены о наличии таких важных симптомов, как суицидальные мысли). Необходимо задать прямые вопросы, касающиеся следующих сфер: эмоцио­нальные симптомы (тревога, страх, депрессия,
склонность к самоубийству); поведенческие пробле­мы (воровство, агрессия, непослушание, драчли­вость, прогулы школьных занятий, побеги из дому); внимание и способность к сосредоточению; мотор­ные навыки (уровень активности, неуклюжесть); обмороки или судороги; патологические движения; поведение в школе (посещаемость, нарушения дис­циплины, отношения с учителями); взаимоотноше­ния со сверстниками и сибсами; контроль над фи­зиологическими отправлениями; соматическое здоровье (аппетит, масса тела, сон, серьезные забо­левания); недавние неблагоприятные события (на­пример, смерть кого-либо из близких, развод меж­ду родителями и т.д.).

Затем проводится сбор семейного анамнеза; при этом используется та же методика, что и в слу­чаях, когда пациентом является взрослый человек. Особенно важно установить, не страдает ли кто- нибудь из родителей психическим или личностным расстройством* есть ли у них какие-либо трудности во взаимоотношениях в браке. Если родители в раз­воде, следует уточнить детали. Поддерживает ли ребенок контакты с другим родителем? С кем он наиболее близок?

После этого переходят к изучению особеннос­тей семейной жизни и взаимоотношений между ребенком и другими членами семьи, обращая осо­бое внимание на ключевые аспекты: методы воспи­тания (в особенности дисциплинарные меры); фор­мы деятельности семьи, в которые вовлечен ребенок; роль ребенка в семье.

На следующем этапе задают ряд вопросов с це­лью сбора анамнеза жизни. Где родился ребенок? Как протекали беременность и роды (если были осложнения, надлежит получить о них более под­робные сведения)? Масса тела при рождении? Ка- кие-либо заболевания в неонатальном периоде? Сроки профилактических прививок; осложнения после вакцинации? Ранняя разлука с матерью (или какие-либо проблемы, касающиеся формирования эмоциональных связей между матерью и ребенком)? Овладение моторными и речевыми навыками? Се­рьезные заболевания? Типы школ, которые посещал ребенок?

В заключение остается выяснить, какой у ребен­ка темперамент, и получить представление об осо­бенностях его характера. Легко ли было приучить его к режиму, всегда ли он регулярно спал и ел? На­сколько хорошо он приспосабливается к новым си­туациям? Насколько сильно проявляет свои эмоции? Насколько ребенок обычно общителен? Быстро ли

он вступает в контакт - или, напротив, затормо­жен и медленно «разогревается»?

Еще по теме БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ:

  1. Беседа восьмая, исследующая вышеуказанную тему.О родителях нашего времени, которые менее развиты, чем их собственные дети, и поэтому не могут их услышать.О простой причине этого нового и необычного для нас явления.Дополнительные веские аргументы в пользу новой школы, устройства которой мы немного коснулись в предыдущих беседах. И о людях, проигравших свое поколение.
  2. 6.1. ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА КАК ФОРМАУПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА. ОСОБЕННОСТИПРОБЛЕМНЫХ ИЛИ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ БЕСЕД
  3. Беседа третья, продолжающая вторую, к концу которой мы с удивлением узнаем о том, что есть кое-что, самое главное в жизни, чему родители, даже при всем своем желании, не смогут обучить своих детей.

Публикации по теме